ПЯТЬ ВОПРОСОВ КРАВЦОВУ И ВАСИЛЬЕВОЙ ОТ УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ
22 мая опубликовано открытое письмо учителей и преподавателей вузов, в котором показана ущербность нынешнего ЕГЭ по русскому языку.
Предлагаем читателям ряд ключевых цитат из этого материала (полный текст см. https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/05/22/80611-predlogi-za?fbclid=IwAR0CaAgCFdhxOPeTyRTmYNfiyb5tiYLBihs8dxnx76Cz-DuWdUYAv9Sxo_w ):
«ЕГЭ по русскому как главный инструмент контроля языковой подготовки школьников привел к серьезному «осложнению»: в сознании большинства старшеклассников еще крепче утвердилось и без того распространенное в нашем обществе ошибочное мнение о том, что русский язык — это не что иное, как нескончаемый список исключений из правил орфографии и пунктуации, живущий своей отдельной жизнью. А предмета скучнее, чем русский язык, в школьной программе нет».
«Письменное задание, призванное проверить навыки критического мышления, самостоятельного рассуждения, на самом деле провоцирует школьников лишь воспроизводить стандартные клише, абсолютно неоригинальную композицию (которая во всех сочинениях на ЕГЭ всех одиннадцатиклассников должна быть одинаковой!). Подростки возмущаются, читая приготовленные для них в демоверсиях тексты и задания к ним: зачем нам дают такое, что именно хотят проверить? Почему нас считают глупее, чем мы есть?»
«Обучение родному/государственному языку в этих обстоятельствах превращается в школу лицемерия: ученик понимает, что он должен показать не владение живым языком, а умение вписаться в формат, угадать и угодить, построив текст на основе растиражированных сборниками клише и заученных аргументов».
«Идёт колоссальное увеличение учебных нагрузок и требований жёсткого, исключительно формализованного характера к ученикам всех ступеней обучения, ежегодно растет количество процедур проверки. Так, к 2018/2019 учебному году по русскому языку это:
1. всероссийские проверочные работы в 4, 5, 6-х классах;
2. итоговое собеседование в 9-м классе;
3. ОГЭ в 9 классе;
4. итоговое сочинение в 11-м классе;
5. ЕГЭ в 11-м классе.
Количество разнообразных форм контроля уже догоняет количество часов, отводимых на изучение русского языка как предмета. При таком размахе оборотов бюрократической машины учителя вынуждены месяцы обучения в этих классах отводить не на вдумчивую работу, а на натаскивание к формату, на подготовку к той или иной проверочной, спущенной сверху. При этом министерство постоянно декларирует пагубность замены обучения подготовкой к ЕГЭ, но одновременно делает все, чтобы занять учеников и учителей бесконечной дрессурой, абсолютно подменяя тем самым главные цели образования — динамичное развитие и обучение детей».
«Составляет ли деятельность ФИПИ государственную тайну?
Именно такое впечатление возникает: материалы реальных ЕГЭ никогда не публиковались, изменения в формате заранее в профессиональном сообществе не обсуждаются, диалог с общественностью никогда не ведется в открытом пространстве».
«Когда ФИПИ, выпускающий многотысячные тренировочные материалы под грифом ФКР (Федеральная комиссия разработчиков КИМ ЕГЭ), сможет подготовить издания, в которых не будет грубых ошибок и опечаток?»
«Проверка тестовой части проводится автоматически и ее выполнение не рассматривается на апелляции. И удостовериться в том, что проверка была объективной, невозможно, так как подлинные экзаменационные задания ЕГЭ по русскому, как и было сказано выше, никогда и нигде 10 лет не публиковались. А ошибки, спорные вопросы, двусмысленные формулировки бывают не только в электронных и бумажных тренажерах. Опыт тех, кто сдавал экзамен, говорит о том, что и в экзаменационных текстах далеко не все однозначно. Таким образом, защититься от технической ошибки или недобросовестности составителей оказывается невозможно».
«Мы, учителя и преподаватели вузов, родители, выпускники прошлых лет и этого года требуем:
• от разработчиков заданий и руководства ФИПИ, Рособрнадзора, Министерства просвещения честных ответов, опирающихся на конкретные данные, статистику и научные исследования, по всем заданным вопросам;
• заблаговременного (минимум за четыре месяца до начала учебного года) вынесения на обсуждение в поле филологических и педагогических дискуссий всех перспективных моделей итоговой аттестации выпускников по русскому языку;
• подключения к работе над форматом государственного экзамена широкого экспертного сообщества;
• постоянного публичного диалога с сообществом словесников и широкой гуманитарной общественностью как принципа работы ФИПИ, Рособрнадзора, Министерства просвещения;
• публикации всех вариантов КИМ, прошедших ЕГЭ после их проведения».